Статьи > Маломерные суда. Типы маломерных судов. Определения.

Судном называется конструкция, способная перемещаться по воде и нести на себе грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, и паром. Суда, построенные для военных и входящие в состав ВМФ (Военно-Морского Флота) принято называть кораблями.

Маломерные суда используются для туристских прогулок и походов по рекам и озерам и в прибрежной зоне морей, рыбной ловли и охоты, спорта и т.д. Широко применяются для нужд народного хозяйства. В некоторых районах (особенно в Сибири) маломерные суда являются основным транспортом индивидуального пользования в период навигации.

На все гребные суда можно устанавливать как бортовые, так и подвесные или стационарные лодочные моторы (исключение составляют академические гребные суда). На парусниках также может возникнуть необходимость в движении с мотором. На гребные и парусные суда при использовании мотора распространяются правила, относящиеся к судам с двигателями.

Маломерные моторные суда бывают различны: это водоизмещающие и глиссирующие суда, суда на подводных крыльях и воздушной подушке.

Водоизмещающие суда держатся на плаву за счет архимедовой силы поддержания, равной массе воды, вытесняемой судном. Водоизмещающие суда обладают наибольшей мореходностью по сравнению с другими, но скорость их значительно ниже.

Глиссирующие суда во время стоянки держатся на плаву за счет силы поддержания, как и водоизмещающие суда. С увеличением скорости глиссирующие суда поддерживаются на воде за счет динамических подъемных сил. Такое судно начинает глиссировать, когда его плоское днище при наборе скорости располагается под углом атаки к поверхности воды в 3—6°, в зависимости от веса судна с оборудованием, мотором и пассажирами.

К моторным лодкам (мотолодкам) относятся серийно выпускаемые прогулочные суда с подвесными лодочными моторами. Мотолодками также называют самодельные суда с маломощными стационарными двигателями, работающими в водоизмещающем режиме движения. Такие лодки в отличие от глиссирующих имеют плавные обводы корпуса.

Катера – это маломерные суда со стационарным двигателем. Катера могут быть построены для работы в глиссирующем и водоизмещающем режимах. Катера повышенной мореходности имеют палубу, кокпит, надстройку.

Мореходные моторные лодки и катера длиной обычно 6-10 метров с водоизмещающими обводами, предназначенные для плавания на открытых водных пространствах и в устьях больших рек, называют ботами или моторными ботами и различными местными названиями.

Моторно-парусный бот. Боты обычно имеют надстройку и стационарный двигатель. Боты, имеющие и двигатель, и паруса, называют моторно-парусными ботами. Боты разделяются в зависимости от задач, которые они выполняют, на лоцманские, промысловые, спасательные и водолазные.

К шлюпкам относятся все гребные и моторные маломерные суда, являющиеся штатными плавсредствами больших кораблей и судов. Они служат для спасания людей, сообщения с берегом и другими судами, специальных целей (завоз якорей, забортные работы). Шлюпки называют — спасательными, рабочими т.д.

Яхты — это парусные, а также моторные, моторно-парусные суда богатого исполнения и различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда и названия - моторная яхта, моторно-парусная и просто парусная.

Глиссером называют моторное судно, имеющее реданы - поперечные уступы на днище. Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называют скутерами. Если маломерное судно для увеличения скорости хода имеет подводные крылья, то его принято называть катером (мотолодкой) на подводных крыльях.