Статьи > Правильный выбор мощности подвесного лодочного мотора.

Выбор мощности силовой установки является ответственной задачей. От правильно сделанного выбора напрямую зависит безопасность и экономичность плавания. Минимальная мощность двигателя, необходимая для вывода моторной лодки на глиссирование, составляет 40-50 л.с./т (в зависимости от обводов корпуса). Другими словами, лодка станет глиссировать, если на каждую лошадиную силу придется не более 20-25 кг водоизмещения. Таким образом, для того чтобы определить минимально мощность мотора в лошадиных силах, нужно просуммировать вес корпуса, оборудования, мотора и пассажиров с багажом, в килограммах, и получившуюся сумму разделить на 20-25. Причем для плоскодонных и малокилеватых судов следует брать величину по максимуму - 25, а для мореходных килеватых - 20. Мотор такой мощности обеспечит экономичную эксплуатацию лодки или катера с полной нагрузкой в начальной стадии глиссирования.

Если экономичность не так необходима, а требуется прежде всего высокая максимальная скорость, можно применить мотор немного большей мощности. Но для каждого катера или мотолодки существует предел мощности по условиям безопасности. Дело в том, что при росте скорости судна возрастают и силы, действующие на ее корпус. При превышении безопасного порога эти силы могут вызвать опрокидывание лодки или разрыв её корпуса, повреждение транца. Больше пятидесяти лет назад в США были разработаны нормы, согласно которым предельно допустимая мощность по условиям динамики остойчивости определяется в зависимость от произведения длины на ширину корпуса. Аналогичные правила были приняты в СССР.

Также следует обратить внимание на то, что в расчет принимается не наибольшая ширина корпуса, а ширина по скуле на транце. Если на корпусе имеются скуловые отбойники брызг, то их ширина должна учитываться в общей рабочей ширине дна лодки. Мощность, определенная по диаграмме, может считаться заведомо безопасной для лодок с отношением длины к полной ширине корпуса L/B < 3,5. Для более узких и удлиненных лодок следует уменьшить найденную по диаграмме мощность в два раза. Напротив, если корпус имеет современные обводы повышенной остойчивости, такие как "сани Фокса", "Тримаран", "обводы Блегга", "морской дротик", "катамаран", мощность лодочного мотора можно повысить на 20%.

Однако, мощность, допустимая по условиям остойчивости, может оказаться недопустимой, относительно прочности. Например, неплохая отечественная мотолодка "Крым - 3" при эксплуатации с максимально допустимой мощностью 60 л.с. быстро приходит в негодность из-за разрушения дна. Эта лодка эксплуатируется с моторами мощностью не более 45 л.с., которая для нее вполне достаточна. Аналогичная картина наблюдается при попытках поставить мотор мощнее 60 л.с. на лодку "Ладога - 2". Хотя, для неё 60 л.с. - предельная паспортная мощность, устанавливать такой мощный мотор не рекомендуется.

Может случиться так, что владелец глиссирующей лодки по материальным причинам временно не имеет возможности приобрести мотор нужной мощности и вынужден эксплуатировать её с мотором меньшей мощности в режиме водоизмещающего плавания. Либо речь идет о выборе дополнительного, резервного мотора. В таком случае нужно знать, что использование слишком слобомощного мотора тоже небезопасно. Во-первых, в свежий ветер тяжелая лодка может "не выгрести" против ветра и её снесет на скалы или на фарватер следования больших судов. Во-вторых, на малой скорости глиссирующие лодки становятся рыскливыми , особенно на волнении идущем в том же направлении что и лодка. Рыскливость затрудняет управление, утомляет водителя и пассажиров и даже может вызвать опрокидывание лодки попутной волной. В этом случае можно дать рекомендацию: использовать мотор мощностью не менее 1/4 от необходимой для выхода на глиссирование с полной нагрузкой. Например, для большинства четырех - пятиместных мотолодок для выхода на глиссирование требуется мотор мощностью 30 л.с. В этом случае в качестве резервного мотора подойдет мотор мощностью 8 л.с. Моторы меньшей мощности применять не безопасно и не рекомендуется.

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, не стесняйтесь, звоните нам по телефонам +7 (812) 986-2134 и +7 (812) 715-7420. Наш менеджер проконсультирует Вас, все подробно расскажет, поможет определиться с выбором оптимального мотора под конкретную мотолодку или катер. Продажа, покупка, установка, ремонт лодочных моторов. Продажа лодочных моторов, катеров, лодок, RIB и комплектующих. Лодки РИБ - интернет-магазин в Санкт-Петербурге. Также можем подобрать мотор и отправить удобной для Вас грузовой фирмой в регионы.